Стоматология - лидер в рейтинге коммерческих направлений с 2010 года.
Рис. 1 Анализ потребности в платных услугах у населения
Если посмотреть соотношение государственных и частных учреждений в Москве, обнаружится, что на бюджетные приходится всего 4%. То есть оставшиеся 96% - коммерческие организации. Отсюда вывод: конкуренция в отрасли высока.
Однако больше препятствий начинающему бизнесмену ставят не конкуренты, а государство, выдвигающее жесткие требования к помещению, лицензированию, сертификации, установке рентгенологического оборудования.
Самые востребованные специалисты в отрасли – хирурги и терапевты. За ними идут ортодонты. На универсальных врачей приходится 11% спроса, ещё 6% - на детских специалистов. С каждым годом популярнее становится протезирование.
Согласно анализу Минздрава РФ, в 2019-2021 рост отрасли будет составлять около 12% за год. Такие прогнозы обусловлены высокой рентабельностью и малым сроком окупаемости стоматологических учреждений. Так, в столице объемы прибыли - 30%, в провинции – 20%.
Стоматологический бизнес – удачная инвестиция, но многие обходят его стороной из-за отсутствия профильного образования. Обычно в эту нишу идут специалисты, уже имеющие опыт работы в государственных или частных медицинских учреждениях. Однако и неопытный стартапер при соответствующей теоретической подготовке может открыть успешный стоматологический кабинет. Главное – профессионализм врачей-стоматологов.
Что касается требований со стороны законодательства, при открытии ИП бизнесмен должен иметь профильное образование. При регистрации ООО медицинское образование не требуется.
"Данная информация актуальна на 2018г. Советуем уточнить у юриста данный вопрос, т.к. на момент прочтения вами данной статьи, требования могли поменяться."
Формат зависит от ваших амбиций и бюджета.
Любые учреждения, оказывающие стоматологические услуги, делятся на 3 категории:
Теперь рассмотрим, что нужно, чтобы открыть стоматологический кабинет.
Стоматологам, планирующим заняться частной практикой, удобнее открыть ИП. Предпринимателям, нанимающим штат специалистов – ООО. В первом случае лицензия выдается стоматологу на его имя, во втором владелец медучреждения получает лицензию на свой персонал. Плюс оформления юрлица - можно привлекать инвесторов. Они станут соучредителями.
Коды ОКВЭД: 85.12 «Врачебная практика» и 85.13 «Стоматологическая практика».
Нужны:
В СанПиН 2.1.3.2630-10 и СанПиН 2956а-83 указано, каким требованиям должны соответствовать стоматологические кабинеты. Есть регионы, где действуют дополнительные законопроекты. Оформляйте лицензии на все виды деятельности, которые предлагаете. На оформление одной уйдет около 1,5 месяцев.
Общие расходы на бюрократические процедуры составят около 60 000 рублей.
Рис. 2 Пример помещения.
Согласно стандартам Роспотребнадзора, минимальная площадь для частного стоматологического кабинета – 30 м² (из них не меньше 14 м² отводится на помещение с креслом и оборудованием, 10 м² – холл, 5 м² – санитарно-гигиеническая зона). Минимальная высота потолков – 3 метра, расстояние от окна до стены – 6 метров.
Если в стоматологии свыше 3 стоматологических установок, потребуется отдельная комната для стерилизации (6 м²).
Площадь рентген-комнаты – 11 м², проявочной – 6 м².
На кабинеты ортодонта и ортопеда – по 15 м². На прочие (для детского врача, имплантологии) – тоже 15 м².
Дополнительные комнаты (склад, помещение для сотрудников, администрации) – 30 м².
От расположения помещения зависит посещаемость стоматологии, поэтому лучше отдавать предпочтение территориям с высокой проходимостью людей. Для малонаселенных регионов с небольшим числом конкурентов это условие не критично.
Таблица №1. Материалы для стоматологии
СТАТЬЯ РАСХОДОВ |
СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ (В ТЫС. РУБ.) |
Стоматологическое кресло Нужны не менее 4 рукавов: под пистолет для воды и воздуха, под микромотор с наконечниками, под турбину (основной аппарат) и под ультразвуковой сканер для удаления зубного камня, налета |
500(От 100) (+ 3 ежемесячно) |
Наконечники на смену. Доп. набор необходим на случай выхода из строя основного |
10 |
Расходники (материалы для пломб, хим-, гигиенические средства) |
8 (ежемесячно) |
Стоматологические инструменты |
30 |
Полимеризационные лампы |
10(От 3х до 200) |
Апекс-локаторы |
30(от 12 до 70) |
Автоклав для обработки инструментов |
120(От 70 до 3500) |
Оборудование для стерилизации |
70 |
Шкафы для хранения инструментов, материалов |
120 |
Мебель (стулья для врачей, ассистентов, диван для ожидания, стойки для администраторов) |
60 |
Радиовизиограф (упрощенный аналог рентген-установки) |
250(От 130 до 450) |
Итого |
1208 (+ 8 ежемесячные расходы) |
Перечислены основные позиции, но на деле перечень шире. Понадобятся еще запечатывающие устройства, аппараты для смазки и чистки, кондиционеры, увлажнители воздуха. На эти вещи вполне можно закладывать еще примерно 30% от затрат на основное оборудование. На все установки, инструменты и материалы должны быть сертификаты.
Рис. 3 Вид стоматологического кресла сверху
При подборе сотрудников смотрите на квалификацию и опыт работы. Перечень обязанностей определяется индивидуально.
Требования к врачу-стоматологу (терапевтическое направление):
На каждый вид деятельности требуется отдельная лицензия. То есть к ортодонтам, хирургам, детским врачам выдвигаются разные требования. Медсестры должны иметь диплом о среднем медицинском образовании и сертификат по специализации «Стоматология профилактическая».
Согласно нормативам по закону, рабочий день стоматолога длится 6 часов.
Таблица №2. Штат стоматологического кабинета
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ |
КОЛИЧЕСТВО |
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (СОВОКУПНАЯ) |
Врач-стоматолог |
3 |
240 000 |
Медсестра |
3 |
120 000 |
Администратор |
2 |
110 000 |
Итого - заработная плата |
|
470 000 |
К слову, за основу взята система оплаты при которой врач стоматолог имеет окладную часть и премию от продаж. Данные от региона к региону могут отличаться, так как разные регионы имеют разные экономические показатели.
Можно заниматься рекламой и ведением документооборота самостоятельно либо прибегнуть к аутсорсингу или нанять специалиста в штат. Мы бы посоветовали вам по началу нанять специалиста в штат и самому разобраться в вопросе рекламы, это позволит сэкономить рекламный бюджет, не быть обманутым, а так же самому контролировать работу рекламного кабинета.
Статьи расходов для стартапа:
Ежемесячные расходы:
В данном бизнес плане мы рассматриваем открытие кабинета эконом-класса. Средний чек на одного клиента по России – 75$ (5 011 рублей). При условии работы 3 специалистов и при наличии 12 клиентов за день средняя дневная выручка составит 60 150 рублей.
Таблица №3. Финансовые показатели
Показатель |
Цифровое значение |
Сумма первоначальных инвестиций |
1 790 000 рублей |
Ежемесячные расходы |
648 000 рублей |
Производительность в день |
60 150 рублей |
Месячный доход |
1 803 960 рублей |
Чистая прибыль в месяц |
1 155 960 рублей |
Срок окупаемости |
4 месяца |
4 месяца - оптимистичный прогноз, который сбудется только при условии полной загрузки кабинета. Нужно быть готовым к тому, что на первых порах клиентов будет мало и срок окупаемости окажется больше. Дабы сократить срок окупаемости и привлечь больше клиентов необходимо активно развивать маркетинг вашей клиники. Реклама поможет заявить о себе и привлечь внимание клиентов. Правильные акции позволят привлечь к вам клиентов, а продуманная программа лояльности и сервис, оказанный в вашей клинике, позволит удержать клиентов.